Сходство и различие западной и китайской медициной

03.05.2013

Сходство и различие западной и китайской медициной


Прежде всего следует указать на те общие черты, присущие традиционной китайской и современной западной медицине. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что теоретическая система китайской медицины, без сомнения, ориентируется на ту же действительность, которая точно такая же, как и на Западе.   Везде пациенты страдают теми же заболеваниями с теми же симптомами. 
   
Существуют обстоятельства научно-теоретического и практического порядка, указывающие на то, что в основе традиционной китайской и современной западной медицины лежит одна и та же реальность. К ним относятся: 
  Совпадение активных точек, называемых у нас на Западе точками акупунктуры (по-китайски "чжэнь-цзю"), с наиболее характерными в топографо-анатомическом отношении местами человеческого организма, которые играют вполне определенную роль и в западной анатомии. 
  Схожесть представлений о физиологических связях между внутренними органами, присущих учению китайской медицины и современной западной физиологии. 
Тот факт, что западная медицина содержит по существу все диагностические элементы, которые известны в традиционной китайской медицине, а именно: 
а) основательный осмотр пациента; 
б) прослушивание внутренних шумов и исследование запахов тела; 
в) беседа врача с пациентом; 
г) пальпационное исследование, включая диагностику по данным исследования пульса. 
   
В качестве причин более разносторонней дифференциации методов непосредственного обследования больного в Древнем Китае следует назвать культурные и исторические условия. Ранее для китайской женщины считалось неприличным показываться врачу в обнаженном виде. Поэтому китайские медики были вынуждены ограничиваться при оценке внутренних изменений диагностикой на основании состояния языка, глаз и пульса. Этому простому факту обязаны мы сегодня наличием доведенной до совершенства китайской диагностики. 
    
Связанная с применением специальной аппаратуры, рассчитанная на использование технических средств диагностика западной медицины осуществляет, кроме того, проверку многочисленных параметров согласно требованиям современных естественных наук, т.е. с соблюдением принципов точности, однозначности, количественного выражения показателей, логической взаимосвязи, возможности проверки полученного результата и объективность. 
   
Ранняя западная медицина оперировала, как и традиционная китайская, в основном качественными показателями, была проникнута идеей единства человеческого организма и исходила из диалектических предпосылок. Эти признаки исчезли из западной медицины с введением современной естественнонаучной методики, явившейся следствием. философии Декарта и его учеников. В ХVIП в. естественнонаучная методика становилась во все возрастающей степени пробным камнем для западной медицины, которая заслужила, идя по этому пути, неоспоримое мировое признание. Однако в упоении от успехов, достигнутых благодаря точной методике, западная медицина забыла большинство своих источников или утратила их. Вследствие этого ей угрожает опасность впасть в односторонность, поэтому настало время вспомнить о своих старых источниках. При этом необходимо избежать ошибки, которая может привести к разрушению всего достигнутого: не следует стремиться к тому, чтобы повернуть вспять колесо истории, да это и невозможно
   
Мао Цзэдун уже в 1928 г. высказался в пользу соединения традиционной китайской медицины с современной западной.  Специфическая ситуация, характерная для политики в области здравоохранения в 40-60-е гг. ХХ в. В Китае. В то время в Китае ощущалась острая нехватка специалистов западной медицины при наличии целой армии врачей традиционной медицины.
   
Решающее различие между современной западной и древнекитайской медициной коренится в различии их исходных позиций, связанных с теорией познания. Китайская система врачевания начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выводятся практические мероприятия лечебного характера. Западный же медик начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые, он рассчитывает понять явления в целом. Он использует противоположный путь. 
   
Поскольку речь идет в данном случае о явлениях, относящихся к теории познания, необходимо прежде всего остановиться на понятии "наука": "В отличие от неупорядоченного (опытного) знания (эмпиризма) наука рассматривает не просто явления, но также и причины вещей. Она переходит аналитически от целого к части, а синтетически - от части к целому; путем индукции - от опыта и наблюдений к понятиям, заключениям и выводам, от частного, особого - к общему; а путем дедукции - от общего к частному, постоянно проверяя одно другим. Научный прогресс состоит в бесконечном систематическом проникновении в действительность, как вширь, так и вглубь, к элементам бытия и событий и к познанию их взаимосвязей, к познанию великой взаимосвязи действительности, которую мы называем окружающим миром".
   
Это сформулированное на Западе понятие науки принято в настоящее время во всем мире, в том числе и в КНР, которая прилагает большие усилия для доведения этого представления о науке до сознания людей, пусть и в форме диалектического материализма. Китай во все возрастающих раз
мерах импортирует в наше время с Запада научные идеи, технические достижения, оборудование и потребительские товары. 
   
Возвратимся к традиционной китайской медицине, которая пользуется для познания медицинских закономерностей всеми основными научными методами. В обеих медицинах применяется индуктивный и дедуктивный методы или причинный анализ). Правда, обе медицинские системы пользуются ими в противоположной последовательности: китайская медицина начинает с дедукции, а западная с индукции. Но чем отличаются друг от друга обе медицинские теории? 
   
Мы уже назвали выше два типичных фактора, характерных для традиционной китайской медицины: 
1.    Рассмотрение человеческого организма в качестве единого целого (Чжэн-ди). 
2.    Диагностика в соответствии с синдромами с учетом этой целостности (Вянь-чжэн).
   
С рассмотрением человеческого организма как единого целого и с диалектикой связано то обстоятельство, что традиционная китайская медицина достигает менее точной объективизации результата исследования больного, чем современная западная медицина. Аристотель является автором положения, согласно которому целое представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его частей. В смысле современных естественных наук понятие целостности является гипотезой, которая не может быть доказана. В этом причина невозможности реализации с естественнонаучных позиций медицины, оперирующей понятием целостности. 
   
Несколько иначе обстоит дело в современной науке с диалектикой. Хотя западные естественные науки, а с ними и медицина, не применяют достаточно определенно диалектический принцип, но в исследовательской практике он находит широкое применение. Лучшая и наиболее точная проверка теории всегда достигается путем предположения ее противоположности, а это является диалектическим методом. Определенные отношения существуют также между диалектикой и введенным в научную дискуссию физиком Нильсом Бором понятием дополнительности. Бор указал на то, что системы понятий всегда дают ограниченную, одностороннюю картину действительности, т.е. освещают лишь одну сторону, целое же исчерпывается только с введением противоположных систем понятий
   
Наряду с целостностью рассмотрения и диалектическим подходом с западной точки зрения китайская медицина имеет еще одну характерную особенность: использование лишь качественных критериев для оценки состояния человеческого организма и его болезненных состояний, т.е. отсутствие точности, возможности проверки и объективности в современном научном смысле. 
   
Как известно, современные естественные науки требуют наличия следующих условий, которым должна удовлетворять теория: 

А. Точность. 
Б. Возможность проверки. 
В. Объективность. 
Г. Плодотворность. 
   
В значительной степени выполнены теоретической медициной Запада. В отличие от этого традиционной китайской медицине недостает во многом однозначности. Ее основные понятия (инь-ян, холод-жар, снаружи-внутри, пустота-полнота и т.д.) не являются однозначными в смысле научных понятий. То же самое относится и к шести внешним причинам болезней (ветру, холоду, летней жаре, влажности, сухости и "шэньь ). Во всех этих понятиях материальные элементы смешиваются с энергетическими или функциональными. В данном случае мы имеем дело с "додекартовской. системой, в которой еще не нашли полного разделения такие понятия, как субъективное и объективное, материальное и энергетическое, физическое и психическое. Этой системе недостает, разумеется, и количественного выражения, меры. В ее изначальной форме китайская медицина, как уже отмечалось, рассматривает только качественные показатели, которые в лучшем случае могут иметь внутрисубъективное происхождение, но не поддаются объективизации в смысле современной медицинской науки. 
   
Возможность использования количественных категорий могла бы появиться здесь лишь при условии введения современных, т.е, западных, научных методов.
   
Логическая взаимосвязь также в значительной степени отсутствует в системе китайской медицины. Таким образом, здание теории традиционной китайской медицины страдает многими недостатками в отношении точности, а вследствие этого - также и в отношении возможности проверки и объективности, что полностью осознается в современном Китае. 
   
Тем не менее теоретическая система китайской медицины оказывается весьма богатой с точки зрения ее плодотворности, создав незнакомую современной западной медицине модель мышления, которая обладает тем преимуществом, что может опираться на более чем двухтысячелетний практический опыт. 
   
Теория может считаться плодотворной в том случае, если она предлагает единый принцип для большого многообразия явлений, в особенности в том случае, если с самого начала оставалась скрытой связь различных явлений между собой. Причем характерно, что понятие плодотворности теории не всегда тождественно ее надежности. 
  
Свойственный китайской медицине принцип подхода к человеческому организму как к единому целому проявляется в рассмотрении происходящих в нем функциональных процессов, которые могут быть объединены под общим понятием ци.


Назад к списку событий