Отношения между врачом и пациентом

04.07.2013

Отношения между врачом и пациентом

В отношениях между пациентом и врачем действует главный принцип: Активное сотрудничество между врачом и пациентом в ходе лечения
  
Китайская медицина придерживается того принципа, что в процессе лечения успех в большей степени зависит от пациента, чем от врача. Уже в классическом труде древнекитайской медицины "Су-вэнь" говорится: "Причинность заложена в болезни, работа же или лечение, выполненное врачом, оказывают воздействие лишь с поверхности. Если эта внешняя мера не может изгнать (болезнетворное начало) причину, то не удается изгнать болезнетворное начало". Под словами "причинность заложена в болезни: древние китайские врачи древности понимали то обстоятельство, что при лечении важнейшие изменения происходят в самом пациенте, т.е. что пациент является решающим фактором при лечении болезни. Сам врач находится на втором месте, Т.К. "лечение, выполняемое врачом, оказывает воздействие лишь с поверхности". Кто когда-либо работал врачом в больнице КНР, знает разумное отношение китайского пациента к своей болезни, которое в корне отличается от зачастую иррационального ожидания чуда от медицины, характерного для многих западных пациентов.

Записаться на прием к специалисту китайской медицины Вы можете по телефону 8 (495) 669-56-85

На Западе в течение многих десятилетий общественности внушали мысль о невероятных успехах научной медицины, вследствие чего люди лишь изредка сами про являют инициативу в деле поддержания здоровья или выздоравливании после болезни. На врачей они возлагают все, что связано с их здоровьем, охотно возводя их в ранг "полубогов в белом", лишь бы они сняли с людей ответственность за сохранение собственного здоровья. Одним из неизбежных последствий этого иррационального отношения к вопросу сохранения собственного здоровья является резкое увеличение расходов в области здравоохранения, с которым вынуждены справляться все индустриальные государства Запада. В Китае никогда не наблюдалось подобных аномалий - благодаря древней культуре и благоразумию врачей и пациентов. Подобная традиционная установка представлениям диалектического материализма, в соответствии с которыми причина каждого явления заложена внутри самого явления, а не во внешних аспектах, точнее говоря, в содержащемся внутри явления противоречии. Будучи примененным к медицине, это положение означает следующее:
  
1.    Симптомы болезни, как бы неприятны они ни были, лишь в исключительных случаях идентичны причине болезни. Последняя заключена в самом пациенте. Очень часто она возникает вследствие нерационального образа жизни или неправильных реакций со стороны психики и должна быть со всей тщательностью определена врачом с тем, чтобы больной мог изменить свое поведение.
  
2.    Действительно направленная на ликвидацию причины болезни терапия должна поэтому всегда начинаться с больного, мотивируя его к личному участию в процессе лечения с тем, чтобы заложенная в нем самом причина болезни могла подвергаться терапевтическому воздействию по возможности в самой ее сути.  Врачебное же воздействие является, в отличие от этого, лишь внешним аспектом избавления от болезни.

Все виды терапии - медикаменты, акупунктура, массаж, бальнеолечение и т.д. - рассматриваются китайской медициной в качестве внешних факторов лечебного процесса. Решающим же фактором является сам человек, а не "вещи", которые используются при лечении, т.к. настоящее лечение может обрести действенность только в самом человеке. Поэтому к обычным обязанностям врача в современном Китае относится и обязанность вызывать у пациента "революционный оптимизм", чтобы он смог на основе разумной кооперации с врачом "разрешить внутреннее противоречие в себе самом, создав тем самым предпосылки для изгнания болезни".
  
Это внутреннее противоречие находит хорошее объяснение с помощью инь и ян теории древней китайской медицины, которой свойственно такое же динамичное отношение к жизни, как к диалектическому материализму. Такие установки привели в течение последних десятилетий к существенному прогрессу в области медицины в Китае.
    
В качестве примера можно назвать лечение глухоты или глухонемоты.
  
В данном случае лечение пациента с помощью акупунктуры комбинируется с систематической тренировкой пациентом своего слуха и речевой способности, чтобы постепенно развить свои едва теплящиеся возможности. Также возникший в Китае метод лечения костных переломов при использовании вместо обычных шин небольших пластин, обеспечивающих возможность движения в суставе, позволяет довольно рано активизировать больного, причем удается получить более успешные результаты, чем при старом способе.

Назад к списку событий