Водка и китайская медицина

28.02.2014

Водка и китайская медицина

яоцзю, китайская водка, китайская лекарственная настойка, настойка со змеямиВ Китае давно заметили, что небольшое количество спиртного благотворно влияет на человеческий организм.
Китайская народная медицина тысячелетиями экспериментировала с различными составами лечебных настоек. Считалось, что водка растворяет и концентрирует силу животных, растений и минералов и передает их человеку. Самыми целебными слыли настойки на костях тигра, костях дракона, змеях и женьшене.
Сегодня тигра защищает государство, и вряд ли можно найти в открытой продаже тигровую настойку. Что касается напитка на костях дракона, можно подумать, что это бред, но не надо торопиться делать такой вывод, уважаемый читатель. В пустынных районах Китая с давних пор находили окаменевшие остатки динозавров - ну чем не драконы? Кости динозавров и до сих пор считаются сильнейшим лечебным средством, только вот достать их можно разве что на черном рынке, так как они тоже охраняются государством.
настойки лекарственные с сафлором, женшенем, личи
Зато настойки на змеях и на корнях, похожих с виду на женьшень, можно купить практически в любом магазине, где торгуют водкой. Бутылки со змеями (черепахами и т.д) имеют самые причудливые формы: и в виде цилиндра, и в виде шара, и в виде пирамиды. Размер бутылок с живностью и корневищами изменяется от пол-литровых до 10-12-литровых. Если вы полагаете, что в магазине продается подделка, идите в аптеку - там в огромных стеклянных чанах утоплены здоровенные ядовитые змеи с потухшими глазами. Выбирайте емкость, в которой наиболее симпатичные, на ваш взгляд, гады, и попросите нацедить пол-литра лекарства (вот уж поистине - зелье зеленого змия). Кстати, это действительно лекарств.

Сохранилось предание, рассказывающее о перипетиях его открытия.
У китайской крестьянки был муж пьяница. Целыми днями он только и делал, что пил рисовую горькую. Когда он бросил заниматься обработкой рисового поля и огорода возле дома, жена его терпела. Когда бедолага перестал справляться с супружескими обязанностями, она выгнала его из дома, отдав пьянчужке весь его немудреный скарб - тыкву-горлянку с водкой. Выйдя за деревню, наш герой сел под дерево и одним махом ополоьинил свою фляжку. Жара разморила его, и он заснул, забыв заткнуть тыкву пробкой. Пока он спал, в водку заползла ядовитая змея и утонула. Проснувшись, крестьянин почувствовал жажду и выпил остатки водки. И тут свершилось чудо: он испытал давно забытое ощущение подъема жизненных сил и, бросившись домой, рассказал счастливой жене, как благодаря случаю открыл целебный эликсир.
хуанцзю, желтое вино, китайские спиртные напитки, традиционное винопитие

Водка в Китае - больше, чем водка, в этом наши народы схожи. Пекинский музей Революции в 2001 году пополнился новым экспонатом. На почетном месте была установлена огромная бронзовая трехметровая бутыль диаметром полтора метра, в нее положены 34 стеклянные бутылки китайской водки. Эта композиция символизирует надежду на объединение всех китайских земель. Китайские товарищи хорошо понимают, что сплачивает народ в могучую нацию.

Китайские водки:

Обычно называют 5, 8 или 10 наиболее известных водок Китая, все водки различаются по древним канонам по пяти ароматам (или вкусам).
К водке могут подавать сосуд с глиняными яйцами или просто яйцо, которое может оказаться пустым, с предсказанием или с деньгами.
водка маотай, самая знаменитая китайская водка, гаоляновая водка Топ 10 и чем заслужили место в рейтинге (информация китайских алкогольных форумов).
1.茅台Маотай, самая известная
2.五粮液Улянъе, в Китае даже дети знают это название
3.杜康Дукан, со времен Враждующих государств
4.汾酒Фэньцзю, ее изобретатель столь известен, что нет нужды здесь говорить об этом.
5.西凤酒Сифэнцзю, таинственная водка западного ветра
6.董酒Донцзю, очень древняя история
7.剑南春Цзянь Нань Чунь, надо пить, когда чувствуешь потерянность во времени
8.泸州老窖比较大众化的名酒 Лучжоу Лаоцзяо, популярно-массовая
9. 古井贡 Гуцзянгун, некоторым царям пришлась по вкусу, и хотя сейчас вкусы мальчиков и стариков не совпадают, но против репутации не пойдешь
10.竹叶青 Чжуетсин, за утонченность вкуса, не потерянную за годы существования

Секреты приготовления алкогольных напитков китайцы знали с древнейших времен. Предание приписывает изготовление первого хмельного напитка сановнику мифического царя Юя. Иероглиф "вино" встречается уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (II тысячелетие до нашей эры!). В древности различалось два вида вина: сладкое, которое иногда называли мутное (собственно, бражка), и горькое, или чистое (окончательный продукт переработки).
иероглиф виноДля приготовления классической китайской водки издавна используются три основные культуры: просо (гаолян), рис и ячмень. Хотя могут использоваться и другие исходные материалы.
В  старом Китае крепкие спиртные напитки употреблялись в микроскопических (по нашим понятиям) количествах. Кроме всех прочих, причин, считалось, что именно такая мера спиртного не нарушает гармонии наслаждения вкусовой гаммой разнообразных кулинарных изысков. Китайская водка, обладая легко узнаваемым специфическим букетом, как и всякий другой веселящий душу крепкий напиток, всегда ассоциировалась прежде всего с праздничным столом. Водка была одной из атрибутов праздника. Однако за последние 10-15 лет употребление алкогольных напитков в Китае значительно увеличилось. Ассортимент китайских водок и вин вырос во много раз. Наряду с традиционными напитками, такими как знаменитая водка Маотай (крепость 55), или рисовое Желтое или Шаосинское вино (его крепость 17), огромную популярность в последнее время приобрели сухие вина, и в первую очередь, сухие красные вина, самое известное "Великая стена". Четыре основные группы алкогольных напитков в Китае включают: байцзю (китайскую водку), крепкие иностранные напитки (виски, бренди и т. п.), рисовые и виноградные вина (12-18%), а также пиво.
Крепость китайской водки может разниться от 30% до 65%. Производят ее чаще всего из сорго и пшеницы с добавлением различных трав и растений. Имеет характерный запах, от которого организм избавляется нескоро. Потребляют китайскую водку небольшими стопками, которые после каждого тоста надо «ганьбэйить» (осушать до дна).

Как и у многих других народов, с водкой у китайцев связано много обычаев и поверий. Начнем с праздников - какой же праздник без выпивки?

Главным народным праздником в Китае всегда считался Новый год по лунному календарю. В старину этот праздник сопровождался проводами на небо бога домашнего очага Цзао Вана. В каждой китайской семье на Новый год покупали его изображение на лубочной картинке. Бог целый год жил в доме и наблюдал за всеми чадами и домочадцами. В конце года под треск хлопушек его бумажное изображение выносили во двор и торжественно сжигали -считалось, что его душа взлетала на небо на праздничных ракетах и докладывала верховному Нефритовому владыке обо всех семейных тайнах. На Новогодний праздник покупалась новая бумажная иконка божества, и через год все повторялось снова. Чтобы домашнее божество сделало доклад в небесной канцелярии в желательном для семьи духе, существовало два радикальных способа его задобрить. Изображение Цзао Вана "кормили" сладостями, при этом его мазали так обильно, чтобы его челюсти склеились напрочь, и он рта не смог открыть на небе. Второй способ сводился к угощению водкой и превращался в обычное спаивание "должностного лица при исполнении", причем до такой степени, чтоб он лыка не вязал на небесном докладе.

Вторым по значимости праздником в старом Китае был Праздник пятого дня пятого месяца. В этот день было принято ловить змей, скорпионов, прочую нечисть и настаивать их на водке. Существовало поверье, что злые оборотни, гады, пресмыкающиеся и вредные насекомые боятся двенадцати часов этого дня, когда солнце стоит в зените. Существовала даже пословица: "Ни одна жаба не избежит неприятности в Праздник пятого дня пятого месяца". В этот праздник пили водку, подкрашенную в красный цвет. Красный цвет, по китайским поверьям, устрашает злых духов. Детям этой водкой смазывали рот, уши и ноздри, чтобы в организм не проникла никакая зараза. Ею же прыскали дома под кроватями и во всех углах, где могли скрываться вредные насекомые и другая нечисть.
желтое вино
По народным поверьям, красная водка помогала и от более крупных гадов. В начале весны, когда после зимней спячки "речной дракон поднимал голову", рыбаки закалывали курицу, смешивали ее кровь с водкой и мазали рыболовную сеть. Кровавая сеть с запахом водки отпугивала дракона, и он прятался в самых глубоких омутах, не мешая людям ловить рыбу.
В романтический народный праздник "Чун цзю" - "Двойной девятки", который отмечался девятого числа девятого лунного месяца, полагалось любоваться хризантемами, совершать восхождение в горы и... пить водку, настоянную на лепестках хризантем. Китайцы полагали, что такой напиток именно в день "Двойной девятки" продлевает жизнь: ведь "цзю" по-китайски это и "вино", и "девять", и "долго"!

Фен шуй производства водки

китайский алкогольИнтересные обычаи были связаны и с производством водки. Например, очаг на винокуренном заводе всегда располагался так, чтобы он не был повернут на восток, поскольку, по древним китайским представлениям об устройстве мира, востоку соответствовала стихия дерева, а дерево, как известно, - очень огнеопасный материал. Но этим меры противопожарной безопасности на ликеро-водочном производстве не ограничивались. Около очага, на самом видном месте, вешалась картина непристойного содержания, при этом чем похабнее был сюжет, тем лучше. Эти изображения так и назывались "бихоту" - "картины для избежания пожара". Считалось, что дух огня старался избегать мест, где висели порнографические картины, чтобы самому не загрязниться. По логике вещей эти своеобразные "щиты противопожарной безопасности" продавались в лавках, торгующих изображениями и статуэтками китайских богов и святых. В начале XX века иностранцы очень удивлялись, когда в магазинчиках, торгующих невинными изображениями богов, они наталкивались на разбитные порнографические картинки. Кто ж знал, что это картины, призванные отвадить целомудренного духа огня.

Среди множества китайских богов был и "профессиональный" бог виноделов и винокуров - Цзю Сянь, эдакий китайский Бахус. По поверьям он был способен превращать водку в обычную воду (нет бы наоборот, как Иисус). Зная его крутой нрав, ему приносили жертву не только производители и продавцы алкоголя, но и рядовые потребители: прежде чем начать бражничать, полагалось обмакнуть в рюмке средний или указательный палец и оставить на столе три мокрых следа - жертву Цзю Сяню.

Водкой закреплялись разнообразные обеты, водкой клялись, она служила последним напитком утешения осужденных на казнь.
В старину среди близких друзей существовал обычай помолвки еще нерожденных детей. Договор о будущей свадьбе скреплялся выпивкой. При этом происходил обмен рюмками: каждый пил из чарки дру¬гого. Подобный же обряд повторялся во время свадьбы: жениху и невесте подносят два кубка, они пробуют напиток, меняются бокалами и делают еще по глотку. Вообще, по китайским поверьям, пригубить с кем-то спиртное из одной чаши - значит установить общение душ.

А сегодня алкогольные традиции в Китае

лекарственное виноФранцузская торговая организация VinExpo сообщает, что в настоящее время Китай потребляет больше красного вина, чем такие «винные» страны, как Франция и Италия. По итогам минувшего года в Китае было выпито 1.865 миллиарда бутылок красного вина, что в 2.36 раза больше его потребления пять лет назад, передает EastTime.ru.
Стоит отметить, что душевое потребление вина в Китае пока еще уступает мировым лидерам по этому показателю.
Тем не менее, массовый всплеск спроса на него на китайском рынке является сегодня неоспоримым фактом.
Что же касается белого вина, то спрос на него куда скромнее. Специалисты объясняют это несколько неожиданным фактом, а именно – суеверностью китайцев. Дело в том, что красный цвет в Китае считается цветом счастья и удачи, а вот белый цвет – это цвет смерти. Именно поэтому жители страны предпочитают именно красное вино, а не белое.
Около 80 % потребляемого в Китае вина производится на его территории. Доля импортных вин непрерывно увеличивается – за последние 6 лет она выросла на 7 процентов.
А остаются крупнейшим в мире потребителем вина, исходя из продаж, сегодня остаются Соединенные Штаты Америки. Хотя по душевому объему потребления они уступают Франции и Италии.

Если же взглянуть на статистику, то она ярко продемонстрирует изменения в культуре потребления алкоголя в последние 20-30 лет.
В первую очередь, коммерческое производство алкоголя за полвека в Китае выросло в 50 раз в расчете на душу населения, но до начала 80-х годов проблем с чрезмерным потреблением крепких напитков в стране не фиксировалось. Если в 1952 году на душу населения производили 0,4 кг питьевого спирта, то после Культурной революции в 1978 году этот показатель достиг 2,5 кг, в 1997 году он превысил 22,9 кг, а в 2005 — 42,5 кг, догнав производство в Японии

Интересно, что в Европе и США пик потребления алкоголя приходится на 25-35 лет, а в Китае основные потребители в возрасте от 35 до 44 лет, когда банкеты с возлияниями становятся частью рабочего процесса и незаменимы для установления «гуаньси» и карьерного роста
Как известно, многие азиаты не переносят алкоголь: у них отсутствует фермент, расщепляющий ацетальдегид, основной продукт метаболизма этанола. Бокал вина может привести к покраснению кожи, резкой головной боли и аритмии, а при регулярном потреблении у них больше шансов получить рак органов желудочно-кишечного тракта. По оценкам, в Китае от 10% до 30% населения не могут употреблять алкоголь по причине врожденной непереносимости.

китайское пиво, харбинское пивоПиво в Китае — самый распространенный алкогольный напиток: его потребление и производство в стране постоянно растет. Уже сейчас на пиво приходится 66,6% продаж всех алкогольных напитков в стране. С 2000-х годов Китай являются крупнейшим абсолютным производителем пива в мире


Назад к списку событий